Из нашего недавнего прошлого мы должны четко уяснить, насколько пагубно для существования общества может оказаться установление монопольной власти над прессой со стороны государства и правящей партии. Происходящая при этом узурпация многоликих функций и, в частности, ее права контролировать от лица общества деятельность правительства, государственных чиновников ударяет не только по интересам СМИ.
Пресса, попавшая под власть монополиста, неважно даже под каким обличьем он предстает (государства, партии, капитала), и для самого монополиста не будет в перспективе наилучшим приобретением. Да, в этих условиях печать деформируется в угоду пожеланиям владельцев. Но пресса ослабляет устойчивость в силу сопротивления к жизненным невзгодам самого монополиста, лишая его притока достоверной информации, развращая лицемерным усердием подкупленных журналистов. Итак, можно сказать, что нарастающий прогресс взаимосотрудничества прессы и бизнеса не усыпан розами. Он несет в себе печать тех противоречий, исторических осложнений, с каким связано становление новых устоев жизни.
Например, вопрос о введении новых видов обязательного страхования. Пока пресса независима, обязательное страхование будет широко обсуждаться в обществе, будут высказываться многочисленные точки зрения и, в конце концов, общество, несомненно, придет к компромиссу. А вот если сверху будут спускаться уже готовые решения, которые просто будут публиковаться в прессе (уже как свершившийся факт) — никому от этого пользы не будет. Непродуманные решения в области страхования могут привести к многочисленным проблемам, в том числе и социальным.
Сказанное, думается, относится и к многим другим вопросам, связанным с динамикой развития бизнеса в недалеком будущем. Отчетливее видится, к примеру, что подготовка молодых специалистов, ищущих свое призвание в сфере предпринимательства, предполагает их широкую и всестороннюю образованность, причем не только в области экономических, финансовых, управленческих дисциплин. Подняться над обстоятельствами сложных противоречий идущих реформ, заявить о себе в жизни по-крупному, смогут люди, профессионально разбирающиеся и в смежных с бизнесом отраслях знания, и, прежде всего, овладевшие умением открывать и просчитывать координаты действительных потребностей общества, отделяя глубинные и устойчивые интересы людей от суетных и второстепенных. Так вырисовываются новые предметы для изучения: социология управления, СМИ как «четвертая власть» и т.п.